Formatta

+7 495 540-5876 Контактная информация

Нажмите Enter

Построение системы управления знаниями

klientОАО «Томскгазпром» — дочернее общество ОАО «Востокгазпром», которое ведет добычу углеводородного сырья в Томской области. Специализируется на добыче нефти и газа и реализует стратегию, направленную на достижение конкурентного преимущества в освоении сложных месторождений углеводородов.
zaprosЗа 15-летнюю историю существования в Компании был накоплен большой объем специфических знаний и навыков в различных областях. Однако эти знания слабо формализованы и находятся преимущественно в головах сотрудников Компании. Опытные работники уходят на пенсию, в Компанию приходит большое количество молодых сотрудников, которые не имеют доступа к этим знаниям. Чтобы обеспечить дальнейшее развитие ОАО «Томскгазпром», извлекая уроки из предыдущего опыта и применяя лучшие практики, необходима система, позволяющая накапливать знания и обеспечивать к ним удобный доступ широкому кругу сотрудников.
kavСистема управления знаниями (СУЗ) — это набор систематических процессов по созданию, сбору, сохранению, распределению и применению знаний, необходимых для успешной и эффективной деятельности организации.
Концепция управления знаниями стала активно использоваться крупными западными компаниями с середины 1990-х годов, в том числе лидерами в нефтегазовой отрасли. По оценкам, в период с 2000-го по 2010-й годы из отрасли, вместе с сотрудниками, ушедшими на пенсию, «утекло» более 230 тыс. лет совокупного опыта и знаний.
Чтобы избежать потерь важных, специфичных, профессиональных знаний и поддерживать свою конкурентоспособность на самом высоком уровне, большинство крупных западных нефтегазовых компаний уже внедрили у себя системы управления знаниями.
reshenieКлючевой фактор успеха на этапе разработки СУЗ — готовность организации к появлению новых процессов. Это достигается за счет обязательного включения и поддержки внедряемых изменений со стороны руководства Компании.

kavЭто один из продуктов, с помощью которого можно ощутить ценность нематериального. С одной стороны знания нужны компании, чтобы принимать правильные решения. И здесь их ценность очевидна. С другой стороны – в силу своей нематериальности, сложно ощутить тот эффект, который оказывают знания. Поэтому продукт, после его внедрения, оказывает большое положительное влияние на бизнес наших клиентов. Как будто что-то чего раньше не было, материализовалось и придало импульс дальнейшему движению, — Роман Сидоров, старший консультант.

Этапы работы над созданием СУЗ:
Прежде чем приступать к отбору критически важных знаний, их сбору, хранению, распространению, необходимо спроектировать архитектуру данных — классифицировать, структурировать и упорядочить основные области знаний. Наиболее распространенный подход к классификации знаний, который мы и использовали в своем проекте — привязка областей знаний к основным бизнес-процессам, выполняемым в Компании.

На первом этапе работы была создана «Карта знаний» на основании бизнес-процессов Компании. Для всех производственных функций Компании были выделены выполняемые ими бизнес-процессы. После чего в процессе длительных интервью и фокус-групп, изучения нормативной документации компании были выявлены конкретные области знаний, которыми сотрудники компании всех производственных подразделений пользуются, чтобы выполнять необходимые бизнес-процессы.
На втором этапе работ каждое необходимое знание было оценено с точки зрения критичности знания для Компании. Оценка всех знаний проходила по трем критериям — 1) Насколько знание уникально для компании (то есть отсеивались знания, которые не являются специфичными для Компании и которые можно найти в открытых источниках), 2) Насколько серьезны последствия от утраты знания (отсеивались знания, потеря которых не приводит к значительным для компании рискам или снижению эффективности), 3) Насколько велики риски невосстановления знания (отсеивались знания, которые достаточно легко восстановить даже в случае их утраты). Таким образом, по результатам этапа Компания видела не только структурированный перечень знаний, необходимый сотрудникам разных подразделений, но и степень критичности потери этих знаний. А значит, возможно было осуществить приоретизацию — на какие знания необходимо обращать внимание в первую очередь.
На третьем этапе работ для каждого знания, признанного критичным подбирался специфический инструмент, с помощью которого знание в компании можно фиксировать, сохранять, обновлять и распространять.

result5 основных инструментов управления знаниями, внедренных  ОАО «Томскгазпром»:

  •  Библиотека знаний (знания, собранные в базы данных в энциклопедическом формате с настроенной системой доступа к информации),
  • Учебные модули (интерактивные курсы, организованные в систему дистанционного обучения)
  • Наставничество (знания передаются от наставника к наставляемому, составлены программы наставничества)
  • Контроль взаимодействия (регламенты и электронно зафиксированные процедуры взаимодействия между подразделениями, позволяющие сохранять и автоматизировать знания о взаимодействиях
  • Контроль качества (описание сложных методик, автоматизированный контроль качества, чек-листы для проверки качества выполнения действий).

Основным критерием выбора инструментов управления знаний являлось признание экспертами полезности внедрения инструмента в конкретной области знаний.
Наконец на последнем этапе работы были созданы 2 реально работающих инструмента управления знаниями — Дистанционный электронный курс, посвященный скважине, оборудованной УЭЦН, и Контрольная процедура составления геологической модели месторождения.