Formatta

+7 495 540-5876 Контактная информация

Нажмите Enter

Гу­ма­ни­та­рии ухо­дят в бан­ки

Газета.ru, 15.11.2013

Западные банки выстраиваются в очередь за выпускниками гуманитарных факультетов: их хотят видеть на позициях, традиционно закрепленных за экономистами и математиками. В России пока такой тенденции нет, но гуманитариев все чаще берут в финансовые структуры для работы с клиентами. В конечном счете в сфере продаж умение общаться с людьми не менее важно, чем точный расчет.

Крупные зарубежные банки хотят видеть своими сотрудниками выпускников гуманитарных факультетов, пишет Financial News. Банки убеждаются, что гуманитарии лучше справляются с задачами, даже когда речь идет о позициях, на которые привыкли брать в основном математиков и экономистов.

Один из таких банков — JP Morgan. По данным издания, он собирается нанять большее количество выпускников гуманитарных факультетов, чем раньше. Заместитель председателя инвестиционного подразделения JP Morgan Майкл Ридли признает, что существовало предубеждение относительно гуманитариев, но их навыки оказались «на высоте». В конечном счете большая часть работы в финансовой сфере сводится к продажам, поясняет он. «Даже трейдеры имеют дело с людьми. И надо обладать некоторыми навыками коммуникации, чтобы убедить другого человека изменить свою точку зрения», — говорит Ридли, цитата по FN. Глава подразделения, отвечающего за набор выпускников в Royal Bank of Scotland, Глен Макгроув подтверждает, что и в RBS стараются привлекать представителей разных факультетов, поскольку видят в этом залог успеха. Управляющий директор по финансовым институтам Royal Bank of Scotland Тим Скит говорит, что гуманитарии утратили популярность у банков лет двадцать назад, когда финансовые институты сконцентрировались на трейдинге, «теперь они возвращаются».

«В эпоху цифры все товары и услуги внутренне схожи, отличия лежат в плоскости добавочного восприятия, — утверждает бизнес-тренер факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ Владимир Сыченков. — Брать в банк гуманитариев логично, потому что, будучи „противоестественными“, гуманитарные науки дают специалисту целостное восприятие мира, как у детей, способных удивляться и удивлять. В конечном итоге это ведет к продаже своего восприятия мира целевой аудитории, к продаже идеи, товаров и услуг как таковых». Математический склад ума, по его словам, больше склонен к констатации, чем к созиданию, а этого часто оказывается недостаточно. «Никакое маркетинговое исследование рынка или фокус-группа не привели бы к идее автомобиля Jeep, его можно было только придумать», — приводит пример Сыченков.

В российские банки зарубежная тенденция пока не проникла, говорит старший консультант консалтинговой компании Formatta, к.п.н. Евгений Куприянов: «В финансовом секторе профиль образования традиционно является одним из наиболее жестких отсекающих критериев. Российские банки, как правило, ставят высшее финансовое образование одним из обязательных условий при подборе на большинство позиций».

«Что касается кредитных аналитиков, менеджеров по работе с частными и корпоративными клиентами, трейдеров и других аналогичных позиций, формальных ограничений нет, но все-таки кандидаты без высшего финансового образования рассматриваются с неохотой», — продолжает он.

Начальник отдела подбора персонала в Банке Москвы Алиса Коробкова подтверждает это. «Трейдер-гуманитарий» звучит достаточно сомнительно. Существуют подразделения банков, где гуманитариев просто не может быть в силу специфических знаний, которыми должны обладать сотрудники данного подразделения. Скажем, если речь идет об оценке рисков, оценке риск-показателей, этим не может заниматься человек без специального образования. В частности, в экономическом департаменте финансовое образование — это обязательное требование к кандидату», — рассказала «Газете.Ru» Коробкова.

Гуманитариям есть место в российских банках на должностях, связанных с привлечением и сопровождением клиентов.

«В условиях, когда уровень автоматизации процессов очень высок, а сами технологии легко и быстро перенимаются и адаптируются, конкуренция между компаниями переходит в сферу клиентского сервиса и качества обслуживания. Как следствие, в области работы с персоналом на первый план выходят коммуникативные навыки, клиентоориентированность, уровень вовлеченности специалистов и общий уровень их эмоционального интеллекта», — перечисляет начальник управления по работе с персоналом ИК «Велес Капитал» Марина Миронова.

В целом гуманитарии на российском рынке труда меньше востребованы, чем представители технических специальностей.

«Бурное развитие наукоемких технических отраслей в последние пять-семь лет резко подстегнуло спрос на специалистов с техническим образованием. Например, программисты, тестировщики, инженеры по телекоммуникационному оборудованию сейчас одни из самых дефицитных на рынке. В то же время на открытую вакансию интернет-маркетолога или PR-специалиста выстраивается приличная очередь из соискателей и конкуренция нешуточная», — отмечает директор по исследованиям HeadHunter Глеб Лебедев.

Значимость графы об образовании тем меньше, чем больше опыта работы у человека.

«Первостепенное значение имеют актуальный опыт, навыки, знания, портфолио и рекомендации бывших коллег», — констатирует Лебедев.

«В современной постиндустриальной экономике эффективность работы сотрудника зависит от нескольких ключевых составляющих — это его способности и склонности, управленческие навыки, а также профессиональные знания, — объясняет Куприянов. —Профессиональным знаниям сотрудника можно обучить, а вот способности и склонности человека достаточно стабильны и во многом определяют, насколько успешно он будет работать с разными типами задач».

«Действительно, многим студентам-экономистам или финансистам (хотя и не всем) нравится анализировать информацию и работать с числовыми данными. Но чистый аналитик редко способен добиться успеха в современном бизнесе: как показало исследование британской компании Saville Consulting, часто требуется умение выстраивать отношения, грамотно доносить информацию до других людей, способность проявлять выдержку и адаптировать свой способ поведения в зависимости от ситуации, умение структурировать работу, — рассказывает эксперт Formatta. — Всеми этими качествами кандидаты с гуманитарным образованием могут обладать в той же степени, что и выпускники-экономисты, а профессиональным знаниям нового сотрудника можно научить, особенно если он приходит в банк со студенческой скамьи».

«Важно гармоничное развитие человека, его способность решать как коммуникативные, так и логические задачи, — отмечает Миронова. — Любой перекос в этих областях может вызвать сложности для организации. И мировые тенденции говорят не о предпочтении эмоционального интеллекта логическому, а скорее о том, что высокий уровень логического интеллекта — это требование само собой разумеющееся и что в работе с персоналом нужно переходить на следующий уровень — развитие эмоционального интеллекта, который успешно дополняет, но не заменяет формальную логику».

Постоянный адрес статьи: http://www.gazeta.ru/business/2013/11/15/5754345.shtml

Оставьте свой комментарий