Formatta

+7 495 540-5876 Контактная информация

Нажмите Enter

За­иг­ра­лись на ра­бо­те

Ведомости, 29.01.2014, №13 (3517)

К 2015 г. более 50% компаний будут использовать игровые процессы при работе с персоналом, утверждают аналитики Gartner

Комментирует Роман Иванов, старший партнер FORMATTA

Геймификация – это использование логики и механизмов игровых технологий в построении HR-процессов. В первую очередь – эксплуатация чувства азарта как движущего элемента системы мотивации или корпоративного обучения.

Азарт – одна из базовых и очень мощных эмоций человека. Неудивительно, что работодатели стремятся ее капитализировать. Типичная практика сегодняшнего дня – стимулировать в человеке азарт в отношении достижения нужных компании результатов.

Скажем, вы хотите, чтобы сотрудник увеличил продажи. Можно адресоваться к его чувству ответственности (подписался под план – надо сделать), воздействовать через материальные стимулы (чем больше продашь, тем больше получишь), а можно вызвать у него азарт, превратив выполнение плана продаж в эмоциональную захватывающую игру.

Почему тренд в сторону геймификации появился в HR именно сейчас?

Во-первых, тема игровых технологий сейчас «прокачана» как никогда. Развитие игровой индустрии привело не только к появлению множества готовых игр, но и к пониманию внутреннего устройства игры, игровых движков, сценариев, поведения пользователей. Все это шагнуло в менеджмент.

Во-вторых, как раз сейчас в бизнес приходит новое поколение (т.н. «поколение Y»), на которое, как выяснилось, трудно воздействовать через привычные стимулы – чувство ответственности, амбиции и т.п. Они нерелевантны их ценностям. Зато такая эмоция, как азарт, «включается» у них быстрее и сильнее, чем у предыдущих поколений. Отчасти потому, что люди, которым сейчас 20-25 лет, выросли в эпоху расцвета компьютерных игр, и привыкли реагировать в первую очередь на типичные для игры стимулы.

Ничего чрезмерно опасного в геймификации я не вижу, впрочем, если применять ее с умом. Если же довести этот тренд до абсурда, то он может быть опасен, как и любой другой. Например, «передавив» на азарт, мы можем получить человека, сфокусированного исключительно на какой-то одной цели и игнорирующего все остальное. Вспомните азартных игроков, чем они отличаются от обычных людей? Тем, что перестают видеть все вокруг, кроме своей цели.

Кроме этого азартные игроки очень агрессивно реагируют на стремление внешнего мира каким-либо образом помешать им в достижении желаемого результата. Т.е. чрезмерно увлекшись геймификацией в бизнесе, мы рискуем получить ситуацию, когда цель будет оправдывать любые средства, учитываться будут только те правила, которые были оговорены заранее — во время постановки задачи, а реакция на любое вмешательство в работу сотрудника станет непредсказуемой.

Комментарий использован в статье «Заигрались на работе»: http://www.vedomosti.ru/career/news/22006471/zaigralis-na-rabote