Процесс онбординга сотрудников: советы
и примеры от Formatta

Вы выбираете из финалистов отбора наиболее подходящего кандидата и направляете ему оффер, который он принимает. С этого момента начинается процесс онбординга — от него во многом зависит, насколько успешно сотрудник вольётся в команду и как быстро покажет результат. В этой статье расскажем об инструментах адаптации и поделимся рекомендациями для HR о том, как организовать этот процесс
Содержание статьи
1
Онбординг как система
перейти в раздел
2
Пребординг — первый шаг к успешной адаптации
перейти в раздел
3
Онбординг в первый рабочий день
перейти в раздел
4
Инструменты onboarding
перейти в раздел
5
Onboarding до конца испытательного срока
перейти в раздел
6
Оценка эффективности адаптации
перейти в раздел
Что такое онбординг
Онбординг — это процесс адаптации, интеграция нового сотрудника в команду. Именно от этого этапа во многом зависит продолжительность работы человека в компании, его лояльность и производительность. Правильно организованная onboarding-система помогает новичкам быстрее вникнуть в задачи, стать полноценной частью команды и корпоративной культуры. Важно относиться к этому процессу именно как к системе — она включает различные этапы и инструменты: план коммуникации, перечень задач на испытательный срок, график встреч с коллегами, процесс обучения (необходимые материалы, курсы, тренинги на испытательный срок, а также инструменты и ресурсы дальнейшего профессионального развития), механизмы отслеживания прогресса и обмена обратной связью, критерии оценки эффективности адаптации.
Пребординг — первый шаг к успешной адаптации
Цель этапа
Помочь человеку убедиться в том, что он принял верное решение: для этого важно сформировать у него симпатию к компании и интерес к будущим задачам
Для правильной организации пребординга важно определить, что новому сотруднику нужно знать перед тем, как он начнёт работать. В первую очередь, это информация о компании: её история, продукты и услуги, организационная структура, ценности. Это поможет лучше понять компанию и её культуру.

Подготовиться к первому рабочему дню и чётко понять, что компания ожидает от работника, поможет подробное описание обязанностей, а в идеале — ещё и список конкретных задач на испытательный срок.

Как только кандидат принял оффер, поздравьте его с новой должностью и подробно опишите дальнейшие шаги вашего взаимодействия. Убедитесь, что у него есть необходимые контакты и он знает, к кому обращаться с вопросами. Спланированная коммуникация с HR и рекрутером поможет сотруднику не терять связь с компанией и ещё до начала работы ощущать себя её частью.

Многие IT-компании организуют знакомство с командой и офисом ещё до первого рабочего дня. Так, можно создать видео, где каждый член команды представляет себя и рассказывает, за что отвечает, а руководитель поясняет принципы взаимодействия, традиции и ритуалы команды. Познакомиться с офисом поможет онлайн-экскурсия.
Онбординг в первый рабочий день
Цель этапа
Снизить уровень стресса, дать возможность «осмотреться». В первый день важно познакомить новичка со всеми политиками, инструкциями по охране труда и подписать документы
Первый рабочий день — особенно важный этап интеграции. Именно от него зависит первое впечатление человека о компании. Важные моменты:
Рабочее место
Новому сотруднику должно быть комфортно с первых минут в офисе. Убедитесь, что его рабочее место подготовлено: компьютер установлен, доступ к необходимым программам открыт, на столе лежат все нужные для работы материалы. Это покажет новичку, что вы ждали его и готовы к его приходу

Так, во многих компаниях заранее устанавливают на рабочий компьютер все необходимые программы и приложения, корпоративные цвета и шрифты
Знакомство с командой
Если на этапе пребординга не случилось контакта с коллегами, уделите особое внимание представлению команды в первый рабочий день. Точное понимание, с кем придётся работать и взаимодействовать, по каким конкретно вопросам к кому обращаться, поможет новичку быстрее адаптироваться и наладить контакт с коллегами

Некоторые компании в первый рабочий день новичка устраивают командную игру — это помогает познакомиться не только с коллегами, но и с принятыми стратегиями взаимодействия в команде, правилами принятия решений и достижения целей
Знакомство с компанией
В первый рабочий день важно погрузиться в принципы работы компании, особенности культуры, познакомиться с ключевыми людьми. Можно организовать это знакомство в формате welcome-тренинга

Например, первый день работы может начинаться с ориентационной сессии, на которой новичок узнаёт о миссии, ценностях и культуре компании
План на первую рабочую неделю
Подготовьте план действий на первую неделю. Он может включать как материалы, которые человек должен изучить, так и задачи, которые требуется выполнить.
Часто компании разрабатывают гибкие программы адаптации под каждого новичка — в LMS либо конструкторе сайтов или обычном файле

В такой программе указывают наставника и HR-специалиста, который ведёт адаптацию; список полезных материалов (сюда можно добавить различные гайды и инструкции, например, гайд по оформлению презентации в корпоративном стиле, записи воркшопов и курсов); задачи на каждую рабочую неделю

«
Инструменты onboarding
Внутри системы интеграции нового человека в компанию можно выделить различные инструменты, расскажем о самых основных:
Оффер
Прежде чем приступать к составлению предложения о работе, убедитесь, что полностью понимаете, что кандидат ищет в работе. Вам должны быть хорошо известны его ожидания по зарплате, бенефитам, графику работы и другим условиям.

Ваше предложение должно быть структурировано, чтобы в нём можно было с лёгкостью ориентироваться и быстро найти ответы на ключевые вопросы. Что указать в оффере:
  • Информация о компании
    ключевые направления и цели, место на рынке, текущие фокусы в работе. В идеале опишите, какие конкретно навыки, компетенции и задачи кандидата помогут в достижении целей, которые стоят перед компанией
  • Должность
    название позиции, на которую нанимаете, а также отдела в оргструктуре
  • Зарплата
    фиксированная сумма или диапазон; распишите максимально подробно все нюансы, например, есть ли разница в оплате во время испытательного срока и после его окончания
  • Бонусы и льготы
    опишите все преимущества, которые предлагаете, включая ДМС, отпуск, гибкий график и т. д.
  • Задачи
    основные обязанности, связанные с ролью. Отдельно опишите задачи на испытательный срок — это повышает прозрачность ожиданий к человеку, а вам это даст фактуру для обсуждения в ходе промежуточных встреч с сотрудником до окончания его испытательного срока
  • Дата начала работы
    укажите, когда, по вашим ожиданиям, кандидат должен выйти в вашу компанию. А также уточните продолжительность испытательного срока
Сделайте ваше предложение персонализированным — ответьте на вопрос, почему вы считаете, что кандидат подходит для этой роли и какой вклад он может привнести в вашу компанию.

Перед отправкой обязательно проверьте предложение на опечатки и ошибки. Любые помарки могут создать впечатление вашего непрофессионального и невнимательного подхода.

Если возможно, предложите кандидату лично обсудить предложение, чтобы у вас была возможность ответить на любые вопросы. После отправки убедитесь, что кандидат получил оффер.
Welcome box
Это не только приятный подарок, но и инструмент адаптации: помогает быстрее привыкнуть к новой обстановке, почувствовать себя частью команды и организации.

Содержимое бокса может быть разным в зависимости от культуры компании, но обычно включает в себя:
  • Мерч
    футболка, кружка, ручка, блокнот или другие предметы с логотипом компании
  • Инфоматериалы
    брошюра о компании, книга с описанием корпоративной культуры, памятка с правилами и процедурами и т. д.
  • Подарки
    гаджеты, книги, подписки на журналы. Некоторые компании дарят сертификаты, например, в спа или рестораны
  • Сообщение от руководства:
    это может быть приветственное письмо или открытка от руководителя или CEO
Welcome-тренинг
Это онлайн- или офлайн-встречи HR с новыми сотрудниками, на которой новички могут получить ответы на все вопросы о своей позиции, команде, компании. Расскажите об истории и традициях организации, премуществах ваших услуг, можно упомянуть самые известные проекты и назвать ключевых клиентов.
Welcome book
Освоиться на новом месте помогает также welcome book — его цель схожа с целью welcome-тренинга. Укажите в такой книге информацию о компании, оргструктуре, приведите полезные контакты. Расскажите о правилах взаимодействия, корпоративной этике, внутренней коммуникации, например, в какое время и по каким вопросам вы пишете в почте, а когда — в мессенджерах. Отдельно опишите HR-процессы: как оформить отпуск или больничный. Остановитель на льготах: расскажите о премиях, ДМС, корпоративном такси. Важный пункт welcome book — обучение и развитие: дайте ссылки на курсы и корпоративную библиотеку. Велком-бук может быть представлен в формате бумажного документа, электронного файла, страницы сайта или корпоративного портала. Сегодня книги новичка часто упаковывают в формате чат-бота.
Чат-боты
Чат-бот — это практически то же самое, что и велком-бук, только в диджитал-формате. Он направляет информацию дозированно и помогает найти ответ на важный вопрос в любой момент. Чат-бот обеспечит доступ сотруднику ко всем важным данным — расскажет историю компании, проведёт экскурсию по офису, подскажет, как забронировать переговорку, как войти в личный кабинет на портале, кому заказать канцелярию. Бот также поможет подписать все необходимые для оформления документы — покажет чек-лист и список документов, сориентирует, к кому обратиться с этим вопросом. В чат-бот можно вшить пульс-опрос, который поможет HR отслеживать самочувствие и настроение новичка на каждом этапе адаптации.

Перед разработкой бота для адаптации обязательно уточните у службы безопасности, возможно ли внедрение такого решения в компании. Например, вы планируете интегрировать вашего бота с телеграмом, при этом придётся вгрузить в него большой массив сензитивной информации. Это не всегда согласуется с политикой безопасности, так что лучше заранее определиться с архитектурой и платформой бота.
Система наставничества
Наставники играют важную роль на стадии адаптации новичков. Они помогают ориентироваться в новой рабочей среде, показывают, как выполнять задачи и как устроены процессы в компании. Чаще всего с новыми сотрудниками работают три категории опытных коллег:
Ментор
Опытный управленец. Становится проводником в культуру достижения успеха: даёт рекомендации о том, как быстрее добиться высоких результатов. Ментором чаще всего становится руководитель или менеджер проекта
Наставник
Обучает новичка навыкам и процедурам, которые необходимы для выполнения работы
Бадди
Коллега того же уровня, но с большим опытом в компани. Делится знаниями о правилах взаимодействия, помогает установить связи с другими коллегами. От бадди требуется проявлять эмпатию и поддержку, поэтому их выбирают среди тех, кто искренне готов помочь новичку

»
Интеграция до конца испытательного срока
Цель этапа
Помочь сотруднику освоиться в компании как можно скорее, начать перформить и успешно завершить испытательный срок
В течение всего испытательного срока регулярно проводите встречи с новым сотрудником. Лучше всего забронировать час в ваших календарях еженедельно, на этих встречах вы сможете обсудить открытые вопросы и сложности в работе. Регулярно запрашивайте обратную связь от руководителя и команды, делитесь ключевыми моментами с новичками.

Важно не только давать обратную связь работнику, но и просить его поделиться своими впечатлениями. Узнайте, что ему нравится в работе, а что вызывает трудности. Предложите помощь в решении возникающих проблем. Например, дополнительные ресурсы для обучения.

Испытательный срок должен заканчиваться итоговой встречей, обычно в ней принимает участие сам сотрудник, его руководитель и HR. Мы в Formatta проводим такие итоговые встречи в формате ревью, на котором подводим итоги первых месяцев работы, обозначаем новые приоритеты и точки роста, обсуждаем и закрепляем договорённости. Это возможность обменяться обратной связью. А для самого человека такая встреча становится своего рода ритуалом, который помогает эмоционально перейти от статуса новичка к статусу полноценного члена команды.

Мы предлагаем коллеге подготовиться к такому ревью при помощи списка вопросов, среди них есть такие:
  • Что получилось сделать особенно классно в тех проектах, где ты участвовал? За счёт чего?
  • Где можно было бы сработать лучше? Что для этого было нужно?
  • Назови ключевые события, когда ты чему-то научился, продвинулся, сделал важные выводы.
  • Какие задачи и роль тебе интересны в ближайшем полугодии? Какие компетенции тебе нужно прокачать для этого?
  • Какую обратную связь ты мог бы дать компании, процессам, корпоративной культуре?
Оценка эффективности процесса
Оценка эффективности onboarding-системы поможет HR определить, насколько успешно проводится интеграция новых сотрудников и какие аспекты этого процесса стоит скорректировать.
Какие показатели важно рассмотреть для оценки эффективности:
  • Время адаптации
    Один из основных показателей — скорость, с которой новый сотрудник адаптируется к новой работе. В среднем программа адаптации длится от двух месяцев до полугода
  • Продуктивность
    Оценивайте, насколько быстро новые сотрудники начинают вносить вклад в работу команды. Такую оценку, как правило, даёт руководитель новичка
  • Удовлетворённость
    Устраивайте опросы, которые помогут определить, насколько новички довольны условиями труда, своей ролью, задачами, командой
  • Отток персонала
    Если сотрудники часто увольняются в первые месяцы работы, это скорее всего признак проблем в процессе онбординга. Для того чтобы выяснить, что именно сбоит, проводите exit-интервью
Главное
Адаптация нового сотрудника — процесс, который начинается с момента принятия решения о найме и продолжается до конца испытательного срока. От HR на этом этапе требуется максимум внимания и поддержки новому сотруднику, помощь в том, чтобы влиться в коллектив, освоить свои обязанности и культуру компании. Главный фактор успеха — чёткое планирование процесса и использование различных инструментов адаптации.

Сайт Formatta.ru использует файлы cookies и собирает пользовательские данные.

В целях обеспечения Вашего взаимодействия с сайтом, сбора статистики и проведения ретаргетинга. Продолжая использовать сайт, Вы даёте согласие на обработку указанных данных. Узнать подробнее →

Позвонить
X
Позвонить нам
+7 495 540-5876