Опрос 360 градусов — это метод сбора обратной связи о человеке от его рабочего окружения: коллег, руководителя, подчинённых, клиентов. 360 помогает получить полную картину о работе сотрудника, учитывая мнение людей, с которыми он взаимодействует. Основная цель опроса — сравнить самовосприятие сотрудника с тем, как видят его другие люди, какие зоны развития они выделяют.
Из истории: изначально инструмент был методом сбора обратной связи. Его разработал Питер Уорд в 1980-х годах и назвал систематическим сбором информации о результатах человека или группы от окружения. В оригинале метод называется 360-degree feedback, тем самым уже в названии подчёркивается элемент обратной связи, который мы утратили в переводе, говоря «оценка/опрос 360».
Опрос 360 предоставляет информацию о сильных и слабых сторонах сотрудника, по мнению его окружения, что помогает лучше понять направления, в которых человеку стоит работать с точки зрения развития скиллов. Важная особенность опроса 360 — он способствует улучшению командной динамики внутри коллектива. Различные точки зрения помогают выявить проблемные области и способствуют развитию более эффективных коммуникационных процессов. Главное — помнить, что опрос 360 не может называться полноценной оценкой,так как человека оценивают непрофессиональные асессоры, а коллеги, к тому же, нередко опрос используется для выражения личных обид или конфликтов, что, конечно, влияет на объективность оценки.
Опрос 360 — это инструмент развития, поскольку он создаёт безопасную платформу для откровенного обмена обратной связью за счёт анонимности.
О том, в каких HR-процессах стоит использовать 360, а когда он бесполезен, читайте в статье ассоциата Formatta Ульяны Хрусталёвой.