Как онлайн-ассесмент меняет стандарты наблюдения
Чему нас учит оценка IT-команд
Влияние технологий распространяется на все сферы жизни, и оценка персонала не исключение. С 2020 заказчики всё чаще выбирают онлайн-формат ассесмента — и если вначале это был единственно возможный сценарий из-за ковидных ограничений, то сегодня большинство компаний сохраняют онлайн-формат коммуникаций, а ассесмент в онлайне — способ ещё больше приблизить условия оценки к рабочей реальности.
Однако перенести оценку в онлайн — это не просто использовать программу для организации конференций и виртуальную комнату данных вместо очного мероприятия с распечатанными оценочными формами, буклетами участников и инструкциями для асессоров.
Онлайн-формат требует принципиально других подходов к организации оценки — в первую очередь в части наблюдения за участниками. Асессор не просто меняет офисное пространство на виртуальную комнату — меняется угол и масштаб наблюдения: поведенческие проявления участника на онлайн-ассесменте гораздо многообразнее за счёт диджитал-среды. Отчётливее всего это проявляется на оценке IT-команд, так как IT-специалисты используют весь спектр возможностей цифрового пространства.
Ключевое изменение, которое привносит диджитал-коммуникация в оценку, — существенно увеличивается количество источников наблюдения
Если на очной оценке наблюдателю доступны только речь, мимика, жесты участника, то в условном зуме возрастает количество источников информации об их действиях — к речи и мимике добавляются сообщения и реакции в чатах, действия на онлайн-досках. Асессор не может обращать внимание только на высказывания участника, одномоментно он должен:
- считывать мимику участника на видео
- следить за изменениями, которые он вносит на расшаренном экране с онлайн-доской
- читать комментарии участника к выступлениям коллеги, которые он пишет в чате групповой дискуссии
- замечать реакции, которые он ставит сообщениям других участников
Конечно, есть вариант запретить все побочные каналы коммуникации на ассесменте, кроме видеоконференции. Это могло бы вернуть асессора к прежнему масштабу наблюдения. Но, во-первых, лишило бы нас важных замеров, а во-вторых — будем честны, участники всё равно использовали бы привычные чаты и онлайн-доски, просто втайне от асессоров.
Онлайн-ассесмент расширяет возможности для участников — не только делает коммуникацию более удобной, но и повышает шансы высказаться тем, кто на очной оценке обычно молчит. Так что пока асессоров не заменили роботы и искусственный интеллект, придётся брать в скоуп оценки все каналы коммуникации, чтобы делать комплексный замер.
Важно, что диджитал-источники наблюдения дают фактуру не только для оценки digital literacy (цифровых компетенций), но — что гораздо важнее — служат материалом для оценки основных компетенций, ради которых организуется ассесмент.
Например, участник может выразить несогласие с позицией коллеги разными способами: сказать голосом, написать сообщением в чате, присоединиться к уже написанному критическому комментарию при помощи функционала реакций чата. Все эти способы могут оказаться как результативными, так и нет — асессор должен это фиксировать, и в конечном счёте оценки по компетенции «отстаивает свою позицию» будут складываться не только из реплик участника на дискуссии, но и из его действий в чате.
Покажем на примере конкретного упражнения, с чем сталкивается асессор на оценке команд с высоким уровнем digital literacy: групповые дискуссии проходят молча — как минимум первые 10 минут.
Групповая дискуссия — стандартное упражнение на ассесменте, где несколько участников, выступая в роли руководителей одинакового уровня, должны выработать общее решение, при этом получить максимально выгодные условия для своего отдела / департамента. Например, составить карту проектов и распределить общий бюджет по разным отделам. На первом этапе упражнения участники изучают детали задания, описание ситуации и компании, положение дел в «своём» отделе, знакомятся со своей задачей и целями всей команды. После изучения материалов переходят к обсуждению и решают, как распределить бюджет.
В офлайне участники находятся за одним столом, в онлайне — в одном зале. IT-команды, как правило, очень быстро задают структуру обсуждения: формулируют критерии описания ситуации и выбора лучшего сценария, и всё это происходит на расшаренном экране онлайн-доски. Так что первые 10 минут дискуссии становятся не обсуждением как таковым, а заполнением общей таблицы, в которую каждый вносит информации по своему отделу / проекту. Причём происходит это в полной тишине: каждый сосредоточен на том, чтобы внести структурированные данные.
Полная тишина на дискуссии может смутить асессора: кажется, что участники забыли включить микрофон или не поняли, что от них требуется. Опираться на свой прошлый опыт в этом случае будет ошибкой — если асессор вмешается и предложит начать обсуждение голосом, участники считают это как непонимание асессором экологичного и привычного для них способа коммуникации в компании.
На ролевых играх функционал онлайн-досок и таблиц также часто используется: например, участник в ролевой игре с подчинённым может расшарить экран с аджендой встречи и показать список проблем, отразить ресурсы, доступные для решения каждой из них. Ошибкой асессора будет обращать внимание только на речь и мимику при оценке компетенций, проявленных в ролевой игре, и не учитывать то, насколько корректно и полно участник осветил проблемы на экране, насколько ему удалось следовать заявленному на доске плану.
Резюме
Онлайн-формат не просто переносит ассесмент в виртуальное пространство — изменения затрагивают сам подход к оценке, так как в онлайне получается точнее смоделировать привычные рабочие ситуации, если в команде высокий уровень цифровых компетенций. Оценка в онлайне открывает возможность для участников действовать экологичным для них образом, использовать привычные способы коммуникации. При этом количество источников наблюдения возрастает в разы: асессору необходимо одновременно фокусироваться на высказываниях участника, его сообщениях и реакциях в чате, его действиях на расшаренном экране. Таким образом, онлайн-оценка — это не перенос ассесмента в виртуальную комнату, а новая реальность, в которой асессору приходится менять угол и масштаб наблюдения и существенно прокачивать свои навыки.