А ещё мы приглашаем вас пройти ассесмент
В какой бы ситуации эта фраза ни прозвучала, она скорее всего вызовет у вас волнение и напряжение. Как минимум — размышления о том, как правильно подготовиться к этой процедуре. Сегодня я расскажу, что нужно знать об ассесменте его участникам и как к нему подготовиться.
Приглашение на ассесмент вы можете получить в двух ситуациях:
1. Вы кандидат на позицию, и потенциальный работодатель хочет глубже оценить ваш профиль и сопоставить его с требованиями компании.
2. Вы работаете в компании, которая хочет оценить ваши менеджерские компетенции, чтобы наметить дальнейший карьерный путь или подобрать инструменты развития.
Что нужно знать об ассесменте его участникам. Ассесмент — это:
Не аттестация и не экзамен
Ассесмент направлен на оценку soft skills, важных для конкретной компании и должности. Он покажет, как вы взаимодействуете с другими людьми, например, подчинёнными или клиентами, как работаете с информацией, за счёт каких качеств достигаете результата, а какие ваши особенности, напротив, отдаляют от него. Конкретные экспертные знания и профессиональные навыки, как правило, остаются за рамками ассесмента и проверяются с помощью других инструментов: профессиональных тестов, экспертного интервью и т.п. Результат ассесмента не экзаменационный балл, не директивное «Пройдено / Не пройдено», а качественная информация, описание вашего стиля работы.
Волнительно
Волнение, напряжение, тревога — это нормально. И приглашение, и сама процедура вызывают именно такие эмоции. Вам как участнику предстоит показать свой потенциал и навыки настолько, насколько это возможно. Постарайтесь сосредоточиться на заданиях, а не попытках побороть волнение: оно всё равно останется.
Сложно
Чаще всего активности на ассесмент-центре — из зоны ближайшего развития. Это значит, что задания могут показаться несколько труднее, чем те рабочие вопросы, с которыми вы сталкиваетесь каждый день. Именно это позволит увидеть, какие задачи вы выполняете уверенно, а что вызывает трудности.
Чёткая методология
Ассесмент — это процедура с более чем полувековой историей, а в России проводится уже несколько десятилетий. Консультанты, которые будут с вами работать, будут действовать по упорядоченной схеме.
По-партнёрски
Ассесмент предполагает открытые партнёрские отношения между асессором и кандидатом. Перед каждой активностью вас ждёт инструкция с заданием и задачами. Если инструкция предполагает анализ информации или принятие решения, можете быть уверены, что асессоры будут вникать именно в суть ваших выводов и решений, а не изучать механизмы психологических защит и проникать в бессознательное.
Из чего состоит ассесмент
Состав активностей на ассесменте может отличаться. Давайте рассмотрим насыщенную комбинацию:
- Тесты и опросники — чаще всего онлайн-формата;
- Интервью по компетенциям;
- Упражнения — бизнес-кейсы.
Тесты и опросники: внимательно читайте инструкции и создайте для себя комфортные условия
Тесты и опросники оценивают ваши склонности, потенциал, когнитивные способности.
1. Внимательно читайте инструкции — обычно время на изучение инструкций не ограничено. Часто тесты предполагают пробное задание — воспользуйтесь этой возможностью и внимательно проработайте примеры, прежде чем приступать к основной части теста. Приготовьте очки, если обычно читаете в них.
2. Ваше окружение не должно влиять на заполнение теста или опросника. Хороший интернет, комфортная и тихая обстановка — обязательные условия. В инструкции обычно указана необходимая версия браузера — скачайте обновления, если потребуется. Вас ничто не должно отвлекать — ни звонок телефона, ни уведомления браузера.
3. Приготовьте все необходимые инструменты — ручки, бумага, калькулятор. Отдельный калькулятор удобнее приложения на телефоне или компьютере.
4. Когда будете проходить опросник, представляйте себя в рабочей ситуации — работодателю важен именно ваш стиль работы, поэтому другие ситуации могут быть нерелевантны.
Бизнес-кейсы: не бойтесь задач из другой сферы и дефицита времени
Эти задания имитируют определённую деловую задачу: в аналитическом кейсе вам предстоит изучить разные документы, принять решение и презентовать его, в ролевой игре показать навыки общения с клиентами, коллегами или подчинёнными.
1. Не бойтесь задач из другой сферы. В бизнес-кейсе вы столкнётесь с новой информацией. Вы можете работать в фармацевтической отрасли, а по условиям кейса должны будете разобраться с ситуацией в FMCG-компании. Или, к примеру, вы менеджер по качеству, а в кейсе выступите в роли директора по логистике. Это делается намеренно — чтобы отделить ваши профессиональные знания от soft skills.
2. Будьте готовы к дефициту времени: задания составлены таким образом, что времени на подготовку не будет в избытке. Ваша задача — сконцентрироваться и показать свой максимум.
3. Задействуйте доступные ресурсы — если в помещении есть флипчарт или компьютер, возможно, презентовать результаты своей работы лучше с их помощью. Уточните у асессоров формат презентации, если в инструкции об этом ничего не сказано.
4. Не бойтесь услышать «Не верю». Асессоры не будут оценивать ваше погружение в роль по системе Станиславского. Чаще всего они понимают, что участнику может быть неловко представить себя в незнакомой роли. От вас требуется не превосходная актёрская игра, а проявление уже имеющихся навыков, гибкость и открытость новому.
Интервью по компетенциям: правило пятёрки
На интервью вы обсудите ваш профессиональный опыт и рабочие кейсы, которые дадут асессору информацию о компетенциях, сильных сторонах и потенциальных зонах развития. Заранее подготовиться к интервью может быть очень полезно.
1. Охватите взглядом последние несколько лет — вспомните 5 главных профессиональных достижений, освежите в памяти сложные рабочие проекты и ситуации, где вы показали хорошие результаты.
2. Вспомните 5 профессиональных ошибок, которые научили или показали, как действовать по-другому в той или иной ситуации. Вопросы про ошибки, зоны развития, области улучшения или факторы демотивации могут вызвать дискомфорт. Важно понимать, что они не предполагают самокритику, а дают вам возможность продемонстрировать способность учиться на опыте.
К примеру, когда в ответ на вопрос о менеджерских неудачах руководитель рассказывает об ошибках в работе с подчинёнными и указывает, как эти ситуации отточили его навык работы с командой, это может быть хорошей иллюстрацией гибкости, обучаемости, способности критически осмыслить ситуацию.
Напротив, прямой уход от вопросов «с острыми углами» едва ли сыграет позитивную роль. В моей практике были случаи, когда менеджеры высокого уровня со сложными проектами в багаже терялись и несколько наивно отвечали на вопросы об ошибках и возможных улучшениях: «Не могу припомнить», «Пожалуй, такого не было». Это сильно рассогласуется с масштабностью их опыта.
3. Сформулируйте 5 ваших сильных сторон — пусть сюда войдёт не только профессиональная экспертиза, но и личностные качества. К примеру, умение отбирать в команду правильных людей и развивать их, ориентация на внутреннего клиента и понимание интересов внутреннего заказчика.
4. Выделите 5 зон развития — включите сюда не только освоение иностранного языка, но и развитие soft skills. Например, вы хотели бы научиться руководить крупными командами, но пока вам не хватает управленческого опыта, потому что у вас в подчинении никогда не было больше четырёх человек. Или вы чувствуете, что вам не хватает умения продвигать свои идеи при работе в команде.
5. Помните о вашем стиле речи и старайтесь подробно отвечать на вопрос, оставаясь в контакте с человеком, который вас интервьюирует. Чаще всего на интервью задают открытые вопросы. Если вы склонны говорить много и уходить от темы — постарайтесь более лаконично передавать суть. Если вы, наоборот, немногословны, старайтесь не отвечать на вопросы «да» или «нет», а раскрывать детали. Если вопрос вам непонятен, не бойтесь попросить асессора переформулировать его, чтобы прояснить, какой пример из вашего профессионального опыта будет уместно привести.
6. Учитывайте, насколько асессор погружён в вашу тему. Как правило, он работает с кандидатами из разных профессиональных областей, поэтому будьте готовы разъяснить термины, более полно обрисовать контекст ситуации, подробно объяснить суть своей работы и масштаб результатов. Не стоит воспринимать асессора как эксперта в любой области и чрезмерно увлекаться профессионализмами и аббревиатурами. С другой стороны, так же отрицательно будет воспринято нежелание раскрыть детали или значение термина: «Это специфика моей работы, вы всё равно не поймёте».
Чтобы ассесмент оказался полезным
Наблюдайте за собой в течение ассесмента. Отмечайте, какие задания оказались наиболее сложными, а с какими вы справились без труда. Что вызвало сложности и требует развития, а где вы смогли проявить свои сильные стороны.
Главное
- Внимательно читайте все инструкции.
- Следите за временем.
- Приходите на ассесмент в ресурсном состоянии: создайте для себя зону комфорта в том, на что вы можете повлиять — сон, завтрак, настрой.
- Отложите все рабочие дела: предупредите клиентов, коллег, руководителя, что в этот день будете недоступны, не сможете отвечать на звонки и быстро реагировать на письма.
- Лучшие качества на ассесменте — открытость, любознательность. Не бойтесь примерить на себя новые роли, задачи, профессиональные области.
- Не стоит ориентироваться на впечатления знакомых, уже прошедших оценку: ваша ситуация, оцениваемые компетенции, набор упражнений могут кардинально отличаться от того, что было у них.
- Волнение, стресс и дефицит времени — неизменные спутники ассесмента. Не тратьте на борьбу с ними слишком много сил, лучше сфокусироваться на самих заданиях.
Следующий этап после ассесмента — обратная связь по его результатам. Как подготовиться к ней, какие вопросы задать асессору и как себя вести, чтобы получить максимум пользы — читайте в следующей статье.