«Кажется, я забываю дышать». Как коучинг помогает руководителям
Как коучинг помогает руководителям выжить в долгосрочном забеге по адаптации к турбулентности
Сегодня многие компании переживают глобальную трансформацию: массовый уход бизнесов с рынка, формирование российских юридических лиц для западных компаний, релокация организаций, команд и специалистов, сокращения сотрудников. Все эти изменения оказывают огромное давление на бизнес в целом и прежде всего на руководителей среднего и высшего звена, которые должны не только придумывать на ходу новые решения, но и поддерживать команду.
За последние 2-3 месяца количество запросов на коуч-сессии для руководителей возросло — и прежде всего от тех западных компаний, которые получили российские юридические лица.
Новизна задач и возросшая ответственность: с какими вызовами сталкиваются руководители сегодня
Все руководители, с которыми мы работаем в коучинговом подходе в последние месяцы, отмечают глобальную новизну задач и сложностей. Несмотря на внушительный управленческий опыт, в том числе в сложный период пандемии, сегодняшняя неопределённость настолько обширна, что невозможно подготовиться и «заглянуть за горизонт»: неизвестно, с чем придётся столкнуться завтра.
Неопределённость усиливается тем, что руководители вынуждены принимать решения самостоятельно, без поддержки и рекомендаций штаб-квартиры. «На разработку своего подхода к управлению нужны время и люди, а команду пришлось сократить на 30-50%, да и времени катастрофически не хватает», — комментарий одного из наших клиентов.
Руководителям высшего и среднего звена приходится вникать в самые мелкие детали, погружаться в процессы и буквально всё «пропускать через себя». От них требуется быстро принимать самые разные ключевые решения в совершенно новых для себя областях — тех, где раньше уже были варианты действий или рекомендации от штаб-квартиры. Необходимо быстро учиться новому, а времени на обучение нет.
С уходом западных брендов для многих первой задачей становится сохранить клиентов, причём не только не потерять в качестве товара или услуги, но и разработать собственный бренд: с нуля придумать имя компании, логотип, маркетинговые активности.
К тому же многие руководители высокого уровня привыкли ставить высокую планку для себя и своих команд, будучи перфекционистами в хорошем смысле слова. А в новой реальности в связи с большой скоростью изменений приходится признать собственное право на ошибки, на отсутствие компетентности в большом круге вопросов.
«Кажется, я забываю дышать»: как проявляется напряжение
Перегрузка руководителей растёт с каждым днем. Сказывается и то, что период изменений длится уже около полугода, непонятно, когда он закончится, сюда же можно добавить накопившуюся усталость от пандемии.
Напряжение у многих начинает проявляться в психосоматике: боли в спине, сердечно-сосудистые заболевания. Руководители замечают, что они банально «забывают дышать». Когда особенно важно сохранить ресурс, нельзя забывать о правиле «надеть маску сначала на себя»: вначале помощь себе, а затем — команде. Коучинг становится той самой «маской» для руководителя. Расскажу на примере, в чём именно коучинг поддержит руководителя и почему будет полезен организации.
За коучинговой поддержкой обратился мужчина 47 лет — топ-менеджер, успешный руководитель международной компании, управленческий опыт — более 20 лет.
Его запрос звучал так: «Просто понял, что не справляюсь с текущим уровнем новизны ситуации, нет энергии и сил, а они точно нужны, так как «забег» будет действительно долгим. Точнее пока не могу сформулировать, просто чувствую, что нужна помощь».
Мы заключили с компанией контракт на 10 коучинговых сессий, в ходе работы с клиентом прошли следующие основные этапы:
Этап 1: «Выгрузить мозг»
За эти месяцы у руководителей накопилось много мыслей, идей, решений, тревог. На первой коучинговой сессии клиент неожиданно для себя заметил: «Кажется, вы первый человек, с которым я про всё это начал говорить!». И его лицо озарилось улыбкой. Это объяснимо, так как чем выше уровень руководителя, тем уже круг людей, с которыми он может откровенно проговорить свои сложности и переживания. Тем более, если речь о мужчине, когда накладываются ещё и гендерные ограничения на запрос поддержки со стороны. Итогом первого этапа стало формирование образа будущего, некой точки, к которой можно двигаться: именно она становится источником энергии для предстоящих изменений.
Этап 2: «Структурировать новизну»
После того как клиент начал проговаривать ситуацию вслух, возникла необходимость уложить всю новизну в некую структуру и логику, объяснить её прежде всего себе, чтобы после этого переложить на язык, понятный команде. Ведь подчинённым ещё сложнее и страшнее сталкиваться с этой новой реальностью. В ситуации, когда руководитель стремится объяснить всё с логической точки зрения, на помощь приходят образы. Именно они облегчают восприятие реальности, позволяют увидеть её ёмко и дать ей название. Так произошло и в нашей работе с клиентом. Уникальные, яркие и цельные образы, ассоциации, казалось бы, не имеющие отношения к теме, некий «птичий язык» (слова, понятные только клиенту и коучу) помогли не только структурировать новую действительность, но и «подружиться» с ней. А самое главное — возникло ощущение, что клиент не одинок в новой реальности: есть близкие люди, акционеры, руководители, коллеги и команда, и с ними можно и нужно говорить и делиться своими тревогами и идеями!
Этап 3: «Сформировать новый образ себя»
Как правило, стратегии, планы и алгоритмы любого уровня сложностей руководители могут создать сами. Коуч нужен для того, чтобы помочь осознать важность проживания новых вызовов, создать ясность будущего, сформировать новый образ себя — того, кто уже справился с этими сложностями — и обрести ресурс и уверенность, чтобы всё это транслировать команде. На этапе 2 клиент уже начал формулировать признаки своей новой идентичности. Основа её — роль исследователя, ребёнка, который живёт внутри каждого из нас, который с любопытством и даже азартом изучает новую реальность под микроскопом, описывает её свойства и проявления, строит графики и планирует действия. Сформировав для себя новую идентичность, клиент уже с радостью ждал встреч с коллегами, появились идеи о том, как творчески подойти к реструктуризации команды.
Этап 4: «Найти для себя ресурсную точку»
В сложные времена руководителям особенно важно сформировать для себя систему поддержки и уделить внимание всем сферам жизни. На одной из первых встреч клиент отметил, что в этой непростой ситуации он просто забросил все другие жизненные проекты с мыслью, что вернётся к ним, как только появится для этого время. Но оно всё не появлялось. В ходе коучинга клиент неожиданно для себя обнаружил, что в тех нерабочих проектах заключается очень много энергии, а она сейчас ему просто необходима. Поэтому одна из сессий была полностью посвящена оцифровке всех имеющихся проектов на данный момент за пределами работы, расстановке приоритетов и замеру количества энергии, которую они дают.
Этап 5: «Закрепить первые успехи»
Завершающий этап коучингового сотрудничества с клиентом был посвящен тому, чтобы проговорить случившиеся первые успехи и понять, за счёт чего они произошли. Также было важно прикинуть возможные отклонения от плана и придумать альтернативные сценарии поведения.
По итогам коуч-сессий руководитель отметил, что получил большую ясность относительно настоящего и будущего, «примерил» на себя новую роль исследователя, ощутил прилив энергии и сил для покорения новых вершин, увидел первые результаты и получил обратную связь от коллег и команды: «Похоже, ты снова стал собой!»
Резюме
Коучинг не является единственным инструментом, который может помочь руководителям эмоционально справиться с вызовами современной реальности. Решениями могут быть и другие варианты: спортзал, бег, йога и медитация, терапия, письменные практики и просто прогулки на свежем воздухе. Самое главное сейчас — «отловить» своё состояние и уделить внимание себе, так как «забег» по работе с новыми вводными может быть действительно долгим.