Вовлечённость — это такое состояние сотрудников, при котором они стремятся выполнить работу лучше, разделяют цели и ценности организации и чувствуют сопричастность её продукту.
Изначально это понятие использовалось социальными психологами для оценки степени адаптации людей к новой роли. Первое формальное определение вовлечённости дал Уильям Кан, он описал её через «привязанность членов организации к своим рабочим ролям; вовлеченные люди используют и выражают себя физически, познавательно и эмоционально во время реализации ролевого поведения» (Kahn, William A. Psychological Conditions of Personal Engagement and Disengagement at Work // Academy of Management Journal. — 1990. — December (т. 33, № 4). — С. 692–724).
Сейчас вовлечённость измеряют, чтобы сделать выводы об отношении персонала к своей работе, команде, компании.
Как показали исследования, вовлечённость имеет корреляцию с результатами бизнеса (0,7—0,8), а именно: доходом акционеров, производительностью и текучестью кадров, а также удовлетворённостью потребителей. В компаниях с высоким уровнем вовлечённости сотрудники быстрее и эффективнее выполняют работу, готовы прийти на помощь коллегам и использовать свой опыт и навыки по максимуму.
Выделяют несколько уровней приверженности сотрудников к компании:
Удовлетворённость — это показатель того, насколько человека в целом устраивает компания. Насколько он доволен конкретными факторами, например, зарплатой, условиями труда, возможностями развития и признания. Удовлетворённый работник остаётся работать в компании, но удовлетворённость не показывает, будет ли он прикладывать особые усилия.
Лояльность — это показатель того, насколько сотруднику нравится компания, готов ли он работать на её благо в течение длительного времени, но лояльность опять-таки не покажет, насколько человек готов прикладывать экстра-усилия.
Вовлечённость — это высший уровень этой пирамиды. Вовлечённый сотрудник болеет за свою компанию, проявляет себя по максимуму и готов прийти на помощь коллегам. Это напоминает отношения предпринимателя к своему бизнесу, когда человек прикладывает усилия и заботится о процветании дела.
Вовлечённость складывается из множества факторов. Мы в Formatta измеряем вовлечённость по собственной разработке, которая содержит полный охват факторов и драйверов вовлеченности и удержания, они разделены на три аспекта:
1. Интеллектуальная вовлечённость показывает, насколько человеку нравится содержание самой работы
2. Организационная показывает его отношение к компании, говорит об ощущении сопричастности результатам и продуктам, которые организация выпускает на рынок
3. Эмоциональная вовлечённость говорит об отношении человека к рабочему процессу
Качественная методика измерения вовлечённости покажет не просто уровень по разным факторам, но и степень значимости каждого фактора для общего уровня вовлечённости. Например, модель исследования Formatta строит уникальную карту факторов с приоритизацией от наиболее значимого к наименее.
Например, сотрудники могут оценить фактор «стратегия компании» низко — это будет говорить о том, что они не понимают или не разделяют вектор, в котором компания движется, не чувствуют сопричастность ее глобальным целям. При этом этот фактор может оказаться незначительным для общего уровня вовлечённости — то есть даже если компания предпримет усилия по тому, чтобы ситуация с прозрачностью и разделением стратегии стала лучше, на общей вовлечённости это никак не скажется. Пример из практики: у одного нашего клиента фактор «оплата труда» получил оценки ниже среднего (только 37% сотрудников ответили, что довольны зарплатой). При этом он не оказался в числе факторов, определяющих вовлечённость. Исследование показало, что для сотрудников гораздо важнее культура компании, условия труда и возможности развития. Иными словами, если компания получает только срез и видит, какие составляющие сотрудники оценили высоко, какие низко, и начинает вкладываться в то, что «низко», это не всегда приводит к результату.
Подробнее о методике и примерах управления вовлечённостью в компаниях наших клиентов можно прочитать в статье партнёра Formatta Станислава Павлова.